Работа палеогенетиков Академгородка совместно с коллегами — археологами и этнографами приоткрыла тайны коренного населения Западной Сибири — Федеральный исследовательский центр

Эволюция человека, начиная с самых древних времен и до наших дней, это одна из сложнейших и актуальных для исследования областей эволюционной биологии. Неудивительно, что над данной проблемой работают ученые многих специальностей. Работа палеогенетиков ИЦиГ СО РАН к.б.н. Пилипенко А.С., к.б.н. Трапезова Р.О., Журавлева А.А., к.б.н. Ромащенко А.Г., выполненная совместно с коллегами из Института археологии и этнографии СО РАН под руководством академика Молодина В.И., приоткрыла одну из тайн ранней истории коренного населения Западной Сибири.

Коренное население, жившее на юге Западной Сибири в эпоху бронзы (IV- начало I тысячелетия до н.э.), значительно отличалось от своих современников из других регионов мира. Лучше всего эти отличия проявились при исследовании особенностей строения черепа методами краниологии (специальный раздел физической антропологии). На основании результатов, полученных этногенетиками и антропологами, были выдвинуты две гипотезы об основных механизмах происхождения коренного населения Западной Сибири.

1. В последние тысячелетия на территорию Западной Сибири непрерывно приходили различные племена, которые смешивались между собой, в результате чего получился нигде не встречающийся набор признаков.

2. Популяции человека, населявшие территорию Западной Сибири на ранних этапах, длительное время жили обособленно, не вступая в интенсивные генетические контакты с другими племенами, и сами накопили уникальные особенности, а затем подверглись влиянию других групп, мигрировавших в регион.

Вторую гипотезу поддерживали некоторые антропологи – ученые, изучающие эволюцию человека, опираясь на особенности скелета. В свою очередь этногенетики – специалисты по генофонду современных коренных популяций человека, считают, что в генофонде популяций, которые эволюционировали независимо, должны были сформироваться специфические генетические компоненты, отличающие их от других популяций. Особенно информативным генетическим маркером в этом отношении является митохондриальная ДНК. Однако у современных коренных народов Западной Сибири такие кластеры митохондриальной ДНК не были обнаружены до настоящего времени.

Проведенное исследование доказывает, что таким специфичным кластером является  кластер вариантов митохондриальной ДНК, названный гаплогруппой A10. Ее варианты с высокой частотой присутствуют во всех исследованных популяциях, живших в западносибирской лесостепи эпохи бронзы. Однако в современных популяциях региона эта гаплогруппа обнаруживается очень редко (но чаще, чем в других регионах Евразии).

Анализ данных о распространенности и структуре вариантов гаплогруппы A10 в древних и современных популяциях Евразии показал, что она появилась на территории Западной Сибири не позже эпохи неолита (6-7 тысяч лет назад). Как минимум несколько тысячелетий население нашего региона проживало в условиях относительной изоляции, почти не смешиваясь с другими племенами. Впоследствии, по данным археологии, со II тысячелетия до н.э. начались масштабные волны миграции в этот регион. В результате генетические компоненты, которые играли важную роль в формировании состава населения на ранних стадиях, впоследствии были «размыты» или даже полностью утрачены в генофонде большинства современных коренных популяций.