Стресс создал из обезьяны человека — Федеральный исследовательский центр

Стресс создал из обезьяны человека

Обнаружена новая эволюционная концепция: человекоподобные приматы получили разум благодаря тому, что научились спокойно переживать проблемы.
>
>В лаборатории метафизической генетики и эволюционной биоинформатики Института генетики и цитологии выяснили, как незначительные популяции человекоподобных приматов смогли за весьма короткий промежуток превратить их в разумных млекопитающих, которые находятся в поисках ответов о личном происхождении: быстрой эволюции способствовали гены стресса.
>
>Свое исследование анонсирует Валентин Суслов научный работник Лаборатории теоретической генетики и эволюционной биоинформатики Института генетики и цитологии.
>
>– Человек отличается от шимпанзе небольшим количеством генов, между ними при этом прошло незначительное эволюционное расстояние, однако разница оказалась достаточно ощутимой. Следовательно, тут действительно потребовался скорый способ эволюции. Новый сценарий объясняет, каким именно это происходило в маленькой популяции за относительно короткое время.
>
>–Согласно типичному сценарию переживая климатические изменения, человекообразные обезьяны начали менять обыденный образ жизни ради выживания: охотиться, приспосабливаться, занимать новые ниши в экологии, организовываться и в ходе естественного отбора постепенно превращаться в трудящихся и мыслящих людей. С переменой экологических ниш протекали изменения в генах, выживали более приспособленные особи, которые передавали по наследству свои навыки. Однако при этом эволюционисты и генетики не знают, почему данный процесс произошел так удачно и стремительно.
>
>Принято полагать, что предки нынешних людей – это только около двух тыс. человек, переживших природные катаклизмы около 74 тыс. лет назад.
>Согласно новой теории, человеческий прогресс связан с адаптацией к стрессу, который пришлось пережить его организму. Следовательно, выживали не самые сильные, а самые стрессоустойчивые.
>
>Естественный отбор проходил не во всех генах человека (это потребовало бы чересчур большого количества времени), а только в генах стресса. В результате выживали те, кто лучше могли переживать стресс. Выходит, что создавшиеся экологические ниши занимали стрессоустойчивые организмы, которым легче переживать изменения.
>
>Согласно определению эндокринолога Ганса Селье, стресс – это набор стереотипных физиологических и биохимических реакций, дарящий устойчивость к некоторым неблагоприятным факторам. Он одновременно состоит из трех этапов – истощения, перекрестной резистентности и тревоги. Попав в неблагоприятную среду, организм рефлекторно активирует ответные гены. Естественный отбор при этом купировал продолжительность опасных фаз в генах. Исключительно в данной стадии организму комфортно и он может оказывать сопротивление большинству повреждающих факторов, а не конкретному стрессору, который вызывает стресс-ответ. Как правило, это ни что другое как смелость, организм знает об опасности, но может справляться с беспокойством и чувствует себя сравнительно спокойно.
>
>В момент, когда запускался отбор, животное изменяло экологическую нишу. Эволюция ускорялась, и после смены ниши начиналась конкуренция, вырабатывались типичные правила естественного отбора. Но если бы у человеческих предков было больше времени, менее резкие изменения и большая популяция в среде обитания, то началась бы мутация генов, которые обеспечивали бы адаптацию к конкретным факторам. Однако на это не доставало времени, адаптироваться нужно было ко многим факторам, и оказалось, что легче по наследству передавать стрессоустойчивость.
>
>Суслов приводит пример – «Смену происходящего наблюдать можно и сейчас. В пример можно привести освоение урболандшафтов животным. Данный процесс начинается с толерантности к стрессору тревоги. За двадцать лет некоторые популяции голубей, буквально на глазах научились сидеть на деревьях, хотя ранее они чувствовали опасность и не делали этого».
>
>Данный сценарий объясняет, и выход рыб на сушу, который исследователи сравнивают с освоением инопланетного окружения, на что способны лишь невозмутимые особи. Версия о случайных их попаданиях на сушу и приспособлению к ней, звучит не так убедительно.
>
>Однако наиболее примечательное то, что и человеческая мыслительная деятельность является следствием деятельности в стрессовых условиях. Организм активировал «неспецифическую реакцию на изменяющиеся факторы окружающей обстановки» – мысли поддерживали необходимое для эволюции состояние тревоги, защищали от негативных этапов переживания – истощения и тревоги.

``