Академгородок. Использовать паразитов как лекарство
Вот уже много лет ученые Института цитологии и генетики СО РАН успешно исследуют паразитических червей Opisthorchis felineus (кошачья двуустка), который проникает в организм через употребление сырой или плохо приготовленной рыбы и вызывает заболевание гепатобилиарной системы — описторхоз. Изучение данного паразита и ассоциированного с ним заболевания является высоко актуальной темой в связи с масштабными очагами заражения на территории Западной Сибири, Казахстана и ряда стран Европы. Кошачья двуустка имеет сложный жизненный цикл и для того, чтобы заразить рыбоядных млекопитающих и человека, в частности, паразиту нужно совершить путешествие через брюхоного моллюска, затем попасть в представителя карповых рыб и уже потом к человеку. Первые два хозяина называются «промежуточными» и должны обитать в Обь-Иртышском бассейне. Соответственно люди, живущие в области Обь-Иртышского бассейна и любящие термически необработанную рыбу (например, струганину) находятся в зоне большого риска. По некоторым данным, инфицировано до 70% сельского населения Западной Сибири.
Главная опасность заключается в том, что паразитируя в гепатобилиарной системе человека, кошачья двуустка вызывает тяжелые повреждения печени и желчного пузыря, вызывая распростренненые деструктивные поражения клеток и фибротические осложнения.
В ходе исследования патогенеза описторхоза было отмечено, что в желчных проходах паразит способен не только повреждать клетки эпителия, но и способствовать их восстановлению. И именно по этой причине встал вопрос: может ли паразит быть полезен? Может ли паразит стимулировать заживление тканей другой локализации? Этим нестандартным вопросом задались некоторое время назад ученые ИЦиГ СО РАН.
О том, что из этого получилось, рассказала молодая исследователь, к.б.н. Анна Владимировна Ковнер.
– Скажите, как вообще появилась идея посмотреть на возбудителя описторхоза с такого неожиданного ракурса?
– Паразит, как известно, живет в желудочно-кишечном тракте человека, в том числе, поражает желчные проходы печени и желчный пузырь. У кошачьей двуустки есть присоски, которыми паразит прикрепляется к клеткам, выстилающими желчные протоки, что, в свою очередь, вызывает их повреждение. Но процесс паразитирования, предполагает, что организм, в котором паразит находится, будет жить долго. И мы заметили, что прикрепление паразита к клеткам желчных протоков способствует не только их повреждению, но и восстановлению, обеспечивая некоторый динамический процесс. Тогда, примерно три-четыре года назад, появилась идея, а можно ли использовать это свойство в полезных целях. Желчные протоки, выстланы эпителиальными клетками и наша кожа так же выстлана эпидермисом, который является эпителиальной тканью. Но раз и там, и там – эпителий, почему бы не попробовать: будет ли «работать» это заживляющее свойство паразита на других видах повреждений?
Мы начали цикл исследований, получили первые обнадеживающие результаты при поддержке Российского научного фонда, и в конце прошлого года фонд выделил нам второй грант на продолжение этой работы.
— В глобальном плане: как поможет это средство людям? Как их проблемы решит?
– С теми или иными ранами сталкивается каждый человек. Понятно, что в большинстве случаев речь идет о незначительных повреждениях, которые требуют минимальной обработки антисептиком и проходят сами собой. Но есть раны, которые не заживают. Например, пациенты, страдающие сахарным диабетом. По статистике, в нашей стране несколько миллионов человек с таким диагнозом, почти у четверти из них может развиться незаживающая язва диабетической стопы. И это доставляет огромные неудобства человеку, серьезно снижает качество и даже срок его жизни. Схожие проблемы возникают и при некоторых других аутоиммунных заболеваниях, болезнях системы кровообращения, у людей с механическими и ожоговыми травмами, у пожилых людей. Повторю, только в нашей стране речь идет о миллионах людей. Сейчас идет активный поиск эффективных средств решения этой проблемы. И мы, опираясь на уже полученные результаты, надеемся, что наш подход тоже внесет свой вклад.
— Кто занятв этом проекте?
Руководителем проекта по гранту являюсь я и у нас есть небольшая группа исследователей, которая занята выполнением этой работы постоянно. Однако у нас в коллективе нет четкого разделения, в лаборатории ведется значительное количество проектов, и, хотя у каждой темы есть главный, все сотрудники непосредственно участвуют во всех исследованиях. Это замечательная практика, введенная нашей заведующей – таким образом никогда не иссякает пул идей и работа никогда не стоит на месте. На сегодняшний день все исследования выполняются только на базе ИЦиГ СО РАН. Но, думаем, что, когда мы выйдем на более конкретные результаты, не просто подтвердим ранозаживляющие и иммуномодулирующие свойства продуктов, которые выделяет Opisthorchis felineus, а выделим конкретные биомолекулы, это вызовет интерес у потенциальных партнеров. Тем более собственно разработка и испытание лекарственных препаратов – это уже не совсем наш профиль.
– Каких результатов удалось достичь на сегодня?
– В ходе проведенных нами экспериментов мы доказали, что нанесение как лизата паразита (полностью измельченный червь), так и его секретируемого продукта, достоверно снижали площадь обычной поверхностной раны у лабораторных животных. Также мы провели пилотные эксперименты на лабораторных животных, моделируя сахарный диабет I типа (аутоиммунный тип заболевания, который развивается у людей в возрасте до 30 лет). Там тоже были получены первые, но довольно перспективные результаты.
– Над чем работаете теперь?
– На средства полученного гранта в течение двух лет мы проведем новые эксперименты на нескольких линиях мышей, моделирующих заболевание сахарным диабетом I и II-го типов. Цель – не только подтвердить эффективность препарата на основе продуктов описторха в борьбе с хронически незаживающими язвами, но и постараться определить, какие именно биомолекулы могут обладать иммунномодулирующими функциями. Причем мы будем работать с несколькими видами препарата из описторха, один изготавливается из его секреторного продукта и внеклеточных везикул (то, что паразит выделяет в органы хозяина), другой из инактивированных яиц паразита. И мы посмотрим, в каком из вариантов эффект лучше, а значит, в каком направлении нам идти, чтобы в конце концов получить действенное лекарственное средство.
– Расскажите немного о себе. Как и почему Вы захотели стать ученым?
– Когда я была совсем маленькой, я мечтала стать продавцом мороженого. Потому что моя мама очень любила мороженое, и я думала, что, если я стану продавцом, я смогу каждый день ее угощать. Но затем, когда я стала постарше, планы на жизнь несколько изменились (смеется). И когда уже в 11 классе надо было определяться: куда бы я хотела поступать, чем хотела бы заниматься, оказалось, что я не знаю, чего хочу. И тут как раз помогли родители: начали перечислять варианты – куда можно пойти. Мне очень хотелось приносить пользу людям. Но медицинский профиль меня пугал, в педагогический университет было далеко ездить. А, поскольку я родилась и выросла в Академгородке, то подумала об НГУ. Сначала он казался несбыточной мечтой, потому что туда всегда поступают очень сильные ребята. Для меня это стало неким вызовом: в течение года собраться, подготовиться, поступить – это стоило много сил, но я ни разу не пожалела.
А затем, когда я поступила, увидела, какие интересные ребята и преподаватели меня окружают, это стало новым вызовом – соответствовать такому высокому уровню. Университет дает очень многогранные знания, мне все было интересно, все хотелось попробовать. В итоге я не ошиблась с профилем: биология – это то, что покорило меня и, надеюсь, останется со мной на всю мою жизнь.
А еще мне очень повезло с первым научным руководителем – Потаповой Оксаной Валентиновной – она дала мне невероятный медицинский базис. Затем, по счастливому стечению обстоятельств, я попала в лабораторию молекулярных механизмов патологических процессов. Здесь под чутким руководством Пахаруковой М.Ю. и Мордвинова В.А. и поддержки коллег не страшно пробовать новое и идти только вперед. Все это привило мне интерес к исследовательской деятельности и свойство не бояться пробовать разное, менять темы, быть честным самим с собой. Если тебе что-то не нравится, оставлять это и брать что-то новое.
– Это, по-Вашему, главное, что нужно человеку, решившему посвятить себя науке?
– Да. А еще — не бояться ошибаться. Для успеха в науке нужно упорство, упорство и еще раз упорство, не бояться того, что что-то не получится. Не получается очень часто, но не нужно сдаваться, паниковать, а нужно идти вперед и, как говорится в расхожем афоризме: вижу цель, не вижу препятствий.
#МолодыеУченые