Новые агротехнологии для Сибири
Наша жизнь немыслима без современных достижений науки и техники. Если еще вчера мало кто задумывался о том, что передовые технологии и цифровые достижения когда-то придут и в сельское хозяйство, то сегодня мы становимся свидетелями прогрессивных преобразований в этой отрасли.
Каковы перспективы внедрения современных технологий, в частности, цифрового земледелия в агропромышленном комплексе, создания новых сортов зерновых и овощеводческих культур, повышения их качества?
Информацией по озвученным темам поделились руководитель Сибирского научно-исследовательского института растениеводства и селекции (СибНИИРС) — филиала Института цитологии и генетики (ИЦИГ) СО РАН, доктор сельскохозяйственных наук Иван Лихенко; заместитель директора по инновационной деятельности ИЦИГ СО РАН, кандидат физико-математических наук Петр Куценогий; начальник управления развития сельских территорий и инвестиций министерства сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Зайцев.
Важен не сорт, а его разнообразие
Руководитель СибНИИРС Иван Лихенко рассказал о работе, которую ведут сотрудники института по созданию новых сортов зерновых, кормовых, а также овощных культур, назвав эту деятельность «управляемым человеком процессом». В частности, в нынешнем году селекционеры завершают работу по созданию раннеспелого и среднераннего сортов пшеницы «Новосибирская-16» и «Новосибирская-41». Как заявил Иван Евгеньевич, эти сорта в ближайшее время будут переданы к внесению в Государственный реестр селекционных достижений. «Как показала практика, когда мы увлекаемся большой урожайностью, игнорируя условия Сибири, то мы сталкиваемся с большими рисками, — подчеркнул он. — К примеру, теряется качество зерна. Наши сорта, например, по озимой пшенице, пока не выходят на желаемый уровень качества».
Ученый пояснил, что, занимаясь выведением устойчивых к перепадам сибирских температур зерновых, селекционеры жертвуют другими, не менее ценными их характеристиками. В частности, до 40 процентов метаболитов растения тратят на выживаемость в суровом климате. Такое зерно, как правило, относится к четвертому классу, то есть к фуражному.
«Тем не менее, наши пшеницы с каждым годом расширяют географию возделывания, — добавил руководитель СибНИИРС. — Они хорошо используются в Красноярском крае и даже в Иркутской области.
А линейка районированного ячменя сорта «Ача» широко распространена от Урала до Дальнего Востока. В нынешнем году мы передали также на государственные сортоиспытания ячмень «Дар», надеемся, что он тоже покажет свои лучшие достоинства».
По словам ученого, важное место в работе СибНИИРСа занимает селекция картофеля и овощей. Из последних достижений — картофель «Сокур», его испытания показали ряд преимуществ перед другими сортами. Он имеет привлекательные коммерческие достоинства: красноклубневый, удобной овальной формы, с поверхностными глазками, желтой мякотью, высоким содержанием крахмала, что придает ему приятный вкус.
Не останавливается селекционная работа с томатами, огурцами, баклажанами, а также с кормовыми травами. Несколько новых сортов этих культур в нынешнем году также переданы на государственные сортоиспытания.
Среди населения бытует мнение, что в Сибири производят в большей части фуражное зерно, и оно, мол, составляет чуть ли не третью часть от всего выращенного урожая. И будто бы из фуражного зерна даже выпекают хлеб. Эти сомнения многих людей развеял начальник управления развития сельских территорий и инвестиций министерства сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Зайцев. «Что «чуть ли не треть зерна идет на фураж» — это, на самом деле, здорово, — заверил он. — Чем больше такого зерна — тем будет лучше. Увеличение доли фуража в балансе зерна говорит о том, что животноводство успешно развивается».
В свою очередь, руководитель СибНИИРСа отметил, что зерно разного качества можно использовать по определенным назначениям. Как известно, хлеб выпекается из муки с повышенным содержанием клейковины и белка. Но для изготовления кондитерских изделий, скажем, того же печенья, такая мука не подходит. Для этого используется мука из мягких сортов зерна. «Кстати, — подчеркнул ученый, — именно поэтому селекционеры занимаются не просто выведением сортов, а создают их разнообразие».
Село ждет «цифру»
Население Земли растет небывалыми темпами. Значит, все больше возрастает спрос на сельскохозяйственную продукцию. Например, по прогнозам Организации Объединенных Наций, к 2025 году потребуется увеличить производство продуктов питания на 70 процентов. Без внедрения технологий цифровизации, позволяющих полноценно функционировать любому государству, бизнесу и обществу, не обойтись.
«Внедрение цифрового земледелия — это важное направление нашей деятельности, — рассказал заместитель директора по инновационной деятельности ИЦИГ СО РАН, кандидат физико-математических наук Петр Куценогий. — Сегодня фактически в инициативном порядке начат проект по созданию цифровой платформы, которая позволит на достаточно долгосрочный период прогнозировать сельскохозяйственную деятельность».
Сейчас в мире имеется достаточно много платформ, которые способны прогнозировать, например, урожайность культур на основе спутниковых данных, данных мониторинга и так далее, пояснил он. При этом горизонт планирования составляет три–четыре месяца. Что позволяет сразу же после окончания посевной кампании начать прогнозировать урожайность. «Мы поставили перед собой амбициозную задачу — создать инструмент, который бы позволял пулу сельскохозяйственных предприятий на одной территории оптимизировать свою деятельность на годы вперед с учетом их взаимодействия, — пояснил ученый. — Дело в том, что сегодня сельхозпредприятий очень много, и все они разные: по форме собственности, масштабу. Есть вертикально-интегрированные холдинги, есть фермерские хозяйства, а есть личные подсобные хозяйства. Наша задача — сынтегрировать знания, опыт этих сельхозпроизводителей, а также скоординировать их планы. Так, в рамках одного района или региона кому-то будет выгоднее сажать кормовые культуры, кому-то — зерновые, а кому-то — масличные и потом организовывать обмен. Если на определенной территории выгоднее заниматься животноводством, то система подскажет, что предпочтительнее: выращивать корма самостоятельно или покупать на стороне. Нам уже понятна архитектура этой системы, понятны решения, которые в этой системе будут приниматься».
Сегодня новосибирские разработчики цифровой платформы активно ищут инвесторов для этого проекта.
«Подобного рода решения в первую очередь будут востребованы в нашей стране, — считает Петр Куценогий. — Но не исключено, что в них будут заинтересованы страны, где развито мелкое фермерское хозяйство. Мы провели маркетинговое исследование и обнаружили, что большая их часть разбросана, в том числе, в быстрорастущих экономиках Южной Азии, в Африке. И если мы будем первыми, кто создаст эту платформу, то, конечно, можем стать лидерами в этой области».
К слову, наша страна по уровню цифровизации в сельском хозяйстве занимает 15-е место в мире.
В настоящее время только 10 процентов пашни обрабатывается с применением цифровых технологий. Игнорирование передовых достижений науки приводит ежегодно к потере до 40 процентов урожая.
Но жизнь не стоит на месте. Предполагается, что доля рынка цифровых технологий в сельском хозяйстве к 2026 году в отрасли должна вырасти, как минимум, в пять раз.
Гранты, господдержка — не панацея
Как отметил далее Евгений Зайцев, в регионе уделяется большое внимание государственной поддержке АПК, в том числе — поддержке внедрения новых технологий и научных достижений, а также компенсациям и субсидиям различной направленности.
«Задача, которую поставили перед собой разработчики цифровой платформы, конечно, весьма интересная, но очень сложная, — признается он. — Концептуально эта тема была проработана еще в восьмидесятые годы, когда была внедрена автоматизированная система управления сельским хозяйством «АСУ-Сельхоз». Но в то время была очень жесткая система планирования, сейчас же органы государственной власти не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность сельчан. Соответственно, мы не можем указать тому или иному сельхозпредприятию, сколько оно должно производить того-то и того-то. Оно на свой страх и риск принимает решение. Исходя из этого, мы можем только стимулировать, подсказывать, информировать, консультировать — не более того».
И все же новое и передовое все увереннее прокладывает себе дорогу в сельскохозяйственную отрасль страны, в том числе в нашей области.
«Ряд новосибирских предприятий используют RFID-метки — это радиочастотная идентификация животных, обеспечивающая автоматический сбор информации. Среди других цифровых решений, применяемых в регионе, — геоинформационные системы, спутниковая навигация и многое другое. Внедрение цифровых технологий позволяет снижать производственные затраты», — отметил Евгений Зайцев.
Геоинформационные технологии в полеводстве позволяют снизить затраты труда, ГСМ, удобрений и ядохимикатов. Цифровизация в животноводстве обеспечивает индивидуальный подход к животным, рост продуктивности и снижение затрат. Опыт крупных сельскохозяйственных предприятий свидетельствует, что сквозное внедрение цифровых технологий позволяет снизить производственные затраты на 15—20 процентов.
Сегодня более 120 хозяйств Новосибирской области успешно применяют в отрасли растениеводства элементы «умного сельского хозяйства» и около 30 хозяйств в сфере животноводства — цифровые технологии.
«Вы все знаете, что племенное хозяйство «Ирмень» в Ордынском районе имеет просто феноменальные показатели по продуктивности животных, по урожайности, — привел пример Евгений Зайцев. — Около 12 тысяч килограммов молока на дойную корову — это мировое достижение. Посевная нынче закончилась практически в середине лета — 20 июня, и осень была тяжелейшая с большим количеством осадков. Но хозяйство получило по 53 центнера зерновых с гектара!
«Ирмень» — одно из первых хозяйств в области начало экспериментировать, работать с геоинформационными технологиями, то есть проводить дистанционное зондирование земли, в хозяйстве практически вся агрохимия «уложена» на карту — имеется в виду химический состав почвы по каждому земельному участку. А дальше агрономы, животноводы работают с наукой. Поэтому такие феноменальные результаты».
Говоря о государственной поддержке АПК, Евгений Зайцев отметил, что это — не панацея, а всего лишь поддержка. Не более того. Главная задача — добиться увеличения спроса на сельхозпродукцию, в том числе на фуражное зерно. «В этом направлении мы активно работаем, — подчеркнул он. — Инвесторы реализуют проекты строительства фабрики по производству мяса утки, комплекса по производству мяса индейки, а Кудряшовский свинокомплекс собирается строить третью очередь предприятия. Все это мощнейшие потребители зерна. Это лучше, чем гранты, чем господдержка. Если бы у сельхозтоваропроизводителей была возможность продавать весь свой урожай по высокой цене, то господдержка была бы ему не нужна. К сожалению, многие хозяйства работают в условиях нулевой финансовой рентабельности. Чтобы их сохранить, как раз и необходима господдержка. Весь мир поддерживает, и Россия — не исключение. Но нельзя уповать только на господдержку, необходимо самим развивать спрос на сельхозпродукцию».
Источник: «Честное слово»