Рождение новых нейронов как результат сбоя работы мозга под влиянием повторного опыта агрессии. Пресс-релиз — Федеральный исследовательский центр

В научном издании Frontiers in Neuroscience опубликованы результаты российско-американских исследований, выполненные в Институте цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск) и в Cold Spring Harbor Laboratory (США). В работе использовалась модель хронического социального конфликта, позволяющая исследовать изменения в мозге самцов мышей, возникающие под влиянием длительного опыта агрессии, сопровождающейся победами в ежедневных межсамцовых конфронтациях. Впервые показано, что под влиянием повторного опыта агрессии у самцов мышей в той области гиппокампа, где находятся стволовые клетки, наблюдается рост новых нейронов.

В то же время в другой структуре мозга, миндалине, ответственной за регуляцию психоэмоционального состояния и социального поведения, наблюдается снижение нейрональной активности. «Многолетними исследованиями сотрудников Сектора нейрогенетики социального поведения показано, что повторный опыт агрессии ведет к развитию у самцов мышей патологических состояний по типу психоза, при котором изменяется работа многих нейрохимических систем мозга, вплоть до изменений экспрессии генов. При этом у самцов меняется социальное поведение и психоэмоциональное состояние, появляются неврологические симптомы, которые длительно сохраняются после прекращения агрессивных взаимодействий.

Рост новых нейронов и изменение нейрональной активности в структурах мозга, которые удалось обнаружить в совместной работе с американскими исследователями под руководством Ениколопова Г. (Enikolopov G.), отражает глубину сбоя в работе мозга под влиянием повторного опыта агрессии» — говорит профессор Наталия Кудрявцева, автор экспериментальной модели и руководитель этих исследований в ИЦиГ СО РАН.

Smagin D.A., Park J-H, Michurina T.V., Peunova N., Glass Z., Sayed K., Bondar N.P., Kovalenko I.L., Kudryavtseva N.N., Enikolopov G. Altered hippocampal neurogenesis and amygdalar neuronal activity in adult mice with repeated experience of aggression. Frontiers in Neuroscience 2015, 9:443. doi: 10.3389/fnins.2015.00443

Работа поддержана несколькими российскими и американскими фондами.