О книге Евгения Кунина и газете «Троицкий вариант» — Федеральный исследовательский центр

О книге Евгения Кунина и газете «Троицкий вариант»

Уважаемые коллеги!

В этом году профком подписался на газету «Троицкий вариант». Газета выпускается учеными и научными журналистами.

В библиотеке нашего института хранится подписка на газету за этот год. Электронный вариант газеты можно найти на сайте www.trv-science.ru.

Ниже Вы найдете ссылку на  статью из последнего номера газеты о книге, написанной Е. Куниным, с работами которого знакомы многие сотрудники нашего института и в лаборатории которого работает несколько наших бывших сотрудников. “Книга «Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции» вышла на русском языке. данная книга добралась до отечественного читателя не совсем традиционным путем. В немалой степени это следствие ее незаурядности.”

Эволюция теории эволюции

11 марта 2014 года. ТрВ № 149, c. 8, «Книжная полка»

Денис Тулинов

Несколько цитат из статьи и фрагмент из книги:

«сменилась нулевая гипотеза: теперь любую адаптивность нужно доказывать. Совершенно иначе видится и происхождение сложности — ключевой вопрос для любой эволюционной теории. Сложность увеличивается не в ответ на вызов среды; напротив, она возрастает там, где давление среды (и очищающий отбор) слабее. Парадоксальным образом эволюция связывается не с наличием, а отсутствием отбора.»

“Евгений Кунин активно привлекает физические понятия, тем самым показывая перспективу эволюционной науки будущего. Например, он говорит, что в огромном разнообразии известных генов можно обнаружить кластеры. И эти кластеры — на историческом ландшафте — ведут себя подобно слабо взаимодействующим частицам в газе или жидкости. Ины ми словами, для них справедливы законы статистической физики. Очевидно, что такие нетривиальные обобщения без сравнительной геномики были бы невозможны.”

“Это ни в коем случае не разрозненный набор идей. Факты и гипотезы излагаются в рамках единой логики и складываются в стройную систему. Несмотря на то, что некоторые выводы предварительны, а иногда и рискованны, книга сильна прежде всего ясностью и последовательностью изложения. Она являет собой крайне важный пример правильной и честной интеллектуальной работы. Автор обосновывает каждый свой шаг и всегда предупреждает, где может оказаться неправым. В завершении каждой главы он кратко повторяет ее ключевые идеи. В результате хорошо видно, на каких основаниях будет воздвигнут новый синтез молекулярной геномики и теории эволюции.”

“Тут нужно сделать оговорку: текст для перевода не самый простой, поскольку содержательно плотный и изобилует терминами, требующими точности. Книги такого уровня и формата для нашего рынка редкость. Это произведение попадает аккурат между традиционным научпопом и научной монографией. Даже продвинутые биологи найдут в ней массу полезного; в то же время книга по силам и неспециалисту, если он знает, что такое «транскрипция» или «интрон». Впрочем, в век Интернета узнать всё это не сложно.

О том, что группа энтузиастов взялась перевести его книгу, Евгений Кунин узнал практически сразу. Приятно удивившись, он выразил готовность помогать и обещание выполнил. Окончательный русский перевод проверен и утвержден автором. Помимо этого, Кунин написал отдельное предисловие и добавил к тексту важные примечания.

Важно подчеркнуть, что перевод происходил в атмосфере полной доброжелательности и взаимопомощи и не знал даже намеков на склоки. Участники перепроверяли друг у друга переведенные фрагменты, выявляя неточности, и сообща боролись с трудными случаями. При этом большая часть людей друг с другом незнакома, некоторые работают на других континентах.”

“Книга «Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции» вышла на русском языке. Еще в процессе перевода выяснилось,что права на издание книги в России приобрело издательство «Центрполиграф». Таким образом,вопрос с поиском издательства решился сам собой.

В этой истории я вижу несколько важных уроков. Во-первых, люди могут больше, чем им зачастую кажется. Подступиться к сложному тексту, сделать так, чтобы его не испортить, было непросто. Вообще, изначальное предложение издать книгу смахивало на авантюру. Но цель достигнута, книга на прилавках. Во-вторых, команда, сложившаяся стихийно из незнакомых людей с разных уголков Земли, может работать согласованно, быстро и качественно. Без руководства сверху.

Возможно, это станет распространенным подходом в будущем, когда специалисты сами объединяются по Сети под конкретную задачу, а по ее окончании расходятся (так и не узнав друг друга). Это реально дает результат. Но главный урок — люди по-прежнему делают важные дела не за деньги. Может быть, за счет этого наш мир несколько лучше, чем он мог быть. Допускаю, что кто-то с этим не согласится, посчитав, что данный способ решать проблемы не может, да и не должен становится правилом. Но всё же стоит учесть, что данная книга добралась до отечественного читателя не совсем традиционным путем. В немалой степени это следствие ее незаурядности.”

1. http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/eci.12171/full

Логика случая (фрагмент из книги Е. Кунина)

В этой книге изложен мой собственный подход к описанию текущего состояния эволюционной биологии с позиций сравнительной геномики и системной биологии; следовательно, она неизбежно включает в себя не только установленные факты и подтвержденные теоретические модели, но и догадки и предположения.

Самым непосредственным стимулом для того, чтобы описать возникающий новый взгляд на эволюцию, была революция в исследовании геномов, которая началась в последней декаде XX века и продолжается по сей день. Возможность сравнивать последовательности нукле-отидов в геномах тысяч организмов самых разнообразных видов качественно изменила ландшафт всей эволюционной биологии. Наши выводы о вымерших, предковых формах жизни — уже не те смутные догадки, какими они были раньше (по крайней мере для организмов, окаменелости которых не были обнаружены).

Сравнение геномов выявляет разнообразные гены, сохраненные в основных группах ныне живущих существ (в некоторых случаях, даже во всех или большинстве из них), и таким образом приносит нам невообразимое прежде богатство достоверной информации о предковых формах. К примеру, не будет преувеличением заявить, что у нас есть достаточно полное понимание основного генетического состава последнего общего предка всех бактерий, который, вероятно, жил около 3,5 млрд лет назад. Более древние предки видятся менее ясно, но определенные черты расшифрованы даже для них.

Геномная революция не просто позволила осуществить уверенную реконструкцию генных наборов древних форм жизни. Еще важнее то, что она буквально перевернула центральную метафору эволюционной биологии (и, возможно, всей биологии) — древо жизни (ДЖ), показав, что эволюционные траектории отдельных генов несовместимо разные. Вопрос о том, должно ли быть ДЖ возрождено и если так, то в каком виде, остается предметом ожесточенных споров, которые являются одной из важных тем этой книги.

Я рассматриваю падение ДЖ как «метареволюцию», крупнейшее изменение всей концептуальной структуры биологии. Явно рискуя вызвать гнев многих за связь с вредоносной культурной тенденцией, я, тем не менее, называю эту главную перемену переходом к постмодернистскому биологическому взгляду на жизнь [1].

По существу, этот переход вскрывает множественность паттернов и процессов эволюции, центральную роль непредсказуемых событий в эволюции живых форм [«эволюция как халтура» (evolution as tinkering)] и, в особенности, крушение панадаптационизма как парадигмы эволюционной биологии. Несмотря на наше непоколебимое восхищение Дарвином, мы должны низвести викторианский взгляд на мир (включая его обновленные версии, процветающие в XX столетии) в почтенные музейные залы, где ему самое место, и исследовать последствия смены парадигмы.

У этого переворота в эволюционной биологии есть еще один план. Сравнительная геномика и эволюционная системная биология (например, сравнительное изучение экспрессии генов, концентрации белка и других молекулярных характеристик фенотипа) выявили несколько общих закономерностей, которые проступают во всех клеточных формах жизни от бактерий до млекопитающих.

Существование таких универсальных закономерностей подсказывает, что сравнительно простые молекулярные модели, сходные с теми, что используются в статистической физике, могут объяснить важные аспекты биологической эволюции; некоторые подобные модели, обладающие значительной предсказательной силой, уже существуют.

Пресловутая «зависть к физикам», которая, кажется, беспокоит многих биологов (включая меня), может быть утолена недавними и предстоящими теоретическими изысканиями. Взаимодополняющие отношения между всеобщими тенденциями и непредсказуемостью конкретных результатов эволюции являются центральными для биологической эволюции и текущей революции в эволюционной биологии — и это еще одна ключевая тема настоящей книги.

1. Во многом эти представления опираются на публикации крупнейшего современного эволюциониста Форда Дулитла, которые цитируются в соответствующих главах.

1