Комсомольская правда. Продукты-«мутанты»: есть или не есть?
В России наконец-то ввели обязательную маркировку пищевых продуктов, полученных из трансгенных растений. Теперь производители под страхом внушительных штрафов должны предупреждать покупателей о «необычном» составе своего продукта надписью на этикетке: «Содержит генетически модифицированный источник (ГМИ)».
То есть если раньше мы ели колбасу и не подозревали, что в ней есть трансгенная соя, то теперь будем точно знать и… терзаться сомнениями: покупать или нет? Не вредно ли?
Этот вопрос мы задали генетикам, медикам и экологам. Но точного ответа так и не получили. Ученые все еще спорят (о чем именно — вы прочитаете в этом выпуске). Но мы-то эти продукты уже едим! И чтобы принимать решение — есть или не есть, — имеем право хотя бы на полноту информации о предмете. Однако, как выяснилось, информацию предоставлять нам никто не спешит…
КРЫСЫ ЗДОРОВЫ — ЧЕГО И НАМ ЖЕЛАЮТ!
Виктор ТУТЕЛЬЯН, главный диетолог Минздрава РФ, директор Института питания:
— Маркировка вводится не для того, чтобы предупредить об опасности (ее нет), а потому что потребитель имеет право знать, что именно он покупает. Люди боятся трансгенных продуктов, так как толком не знают, что это такое. А ведь в России работает чуть ли не самая строгая в мире система их проверки!
Мы тщательно проверяем: а не стал ли картофель токсичным после того, как ему встроили ген устойчивости к колорадскому жуку? Не начал ли он вызывать аллергию? не вредит ли он потомству? Для этого ставим опыты на крысах и мышах, на 3 — 5 поколениях. Выясняем, «вставлен» ли в ДНК картофеля тот ген, что заявлен, или другой. Проверяем: вдруг трансгенный картофель хуже варится? Эти экспертизы проводят несколько институтов. В течение 1,5 года! И только после них генетически модифицированный источник (ГМИ — так называют трансгенные растения) может выйти на наш рынок.
С 1999 года в России зарегистрировано 7 трансгенных сельскохозяйственных культур: соя, сахарная свекла и 2 сорта кукурузы, устойчивой к гербицидам, кукуруза, устойчивая к стеблевому мотыльку, и 2 сорта картофеля, устойчивого к колорадскому жуку.
В мире нет ни одного факта, что трансгенное растение нанесло вред человеку.
И все-таки не стоит терять бдительность. Ведь можно сделать растение супераллергенным: либо по злой воле террористов, либо в результате ошибки генетиков. Поэтому ко всему надо быть готовыми.
Кстати, в 2001 году в 13% случаев фирмы пытались утаить, что в состав их продуктов входит трансгенная соя. Департамент Госсанэпиднадзора запретил их реализацию.
ДАЕШЬ СВОЙ КАРТОФЕЛЬ!
Константин СКРЯБИН, академик РАСХН, директор Центра «Биоинженерия» РАН:
— Сегодня в России есть трансгенные растения можно, а выращивать нельзя. Если так и дальше будет продолжаться, мы не выберемся из «третьего мира».
России нужен свой трансгенный картофель! Из-за колорадского жука мы каждый год теряем по 30% урожая! 25% сахарной свеклы у нас гибнет из-за сорняков. Никакого вреда трансгенные растения природе не принесут. Наоборот, они нам помогут — ведь сейчас мы самая засоренная сорняками страна! Снизится использование химикатов, улучшится экология. Главное — чтобы был контроль. В этом году наконец начались первые испытания трех русских сортов трансгенного картофеля. Мы создали их вместе с американской фирмой «Монсанто». В самые популярные наши сорта: «Невский», «Луговской», «Елизавета» — ввели ген, убивающий колорадского жука. Но выпустить их на поля мы сможем через несколько лет, когда сорта пройдут медицинский контроль.
АНТИБИОТИКИ СТАНУТ БЕССИЛЬНЫ?
Сергей БОРХФЕНИУС, профессор, заведующий лабораторией Института цитологии РАН:
— Главный принцип ученых: не навреди! А пока бывает так, что генные инженеры вместе с полезным геном переносят в растение что-то вовсе не нужное. То есть в картошке, сое, кукурузе может оказаться, например, ген устойчивости к одному из антибиотиков, который передастся бактериям в организме. И тогда антибиотик человеку уже не поможет. Не хочется, чтобы Россия оказалась в числе тех стран, куда спихивают всякую дрянь. Но на жесткие проверки продуктов государство должно изыскать средства.
Какие еще сюрпризы готовят нам генетики?
Ученые из университета Пердью (США) вывели сорт помидоров, способный защитить от рака.
Через два года американцы обещают осчастливить человечество антивирусными бананами и картофелем — в них будут вакцины против разных заболеваний, в том числе и венерических…
В Австралии создан сорт пшеницы с таким мягким зерном, что его не надо молоть. А для приготовления каши достаточно залить пшеницу кипятком.
В Калифорнии генетики добавили в рис ген грудного молока, который помогает организму бороться с воспалениями.
На колбасе ничего не написано!
Наши корреспонденты попытались найти маркированные трансгенные продукты в магазинах страны
Маркировка введена с 1 сентября. Почти полмесяца назад. Но, как показало наше мини-расследование, ни на одном продукте она до сих пор так и не появилась!
Мы обошли три московских магазина. В маленьком павильончике «24 часа» продавец испуганно округлила глаза и побожилась, что на их товаре «такого клейма сроду не было». В супермаркете «Рамстор» (где отоваривается «средний класс») промаркированных продуктов тоже не оказалось. Две девушки, проводившие в зале дегустацию колбасы, честно признались, что в ее составе есть соевый белок. А вопрос «Трансгенная эта соя или нет?» застал их врасплох.
— Не знаем. На колбасе ничего не написано. Вы первые, кто об этом спросил…
— Да если они напишут, что в их колбасе «ненормальная» соя — кто ж ее тогда станет брать?! — вмешался в разговор мужчина с набитой до верху тележкой. — Сажать их за отсутствие маркировки надо — тогда и ставить начнут!
В гипермаркете «Седьмой континент» (для обеспеченной и, как правило, весьма озабоченной вопросами здорового питания публики) была та же картина. Товароведы не вспомнили ни одного продукта с новой маркировкой. Торгинспекция их магазин по поводу трансгенных продуктов ни разу не беспокоила.
Как нам сообщили собкоры, такая же ситуация в магазинах Питера, Екатеринбурга, Сочи и других городов — продукты с новой маркировкой там никто в глаза не видел!
Так что мы по-прежнему не можем отличить продукты с генетически модифицированными источниками от натуральных. А значит, у нас все еще нет выбора…
КСТАТИ
Все началось с помидора.
В 1994 году была разрешена продажа первого трансгенного растения — генетически модифицированного томата FlavrSavr.
КУШАТЬ ПОДАНО
В мире уже зарегистрировано несколько десятков съедобных трансгенных растений. Это сорта:
сои, риса и сахарной свеклы, устойчивых к гербицидам,
кукурузы, устойчивой к гербицидам и вредителям,
картофеля, устойчивого к колорадскому жуку,
кабачков, почти не содержащих косточек,
помидоров, бананов и дынь с удлиненным сроком хранения,
рапса и сои с измененным жирнокислотным составом,
риса с повышенным содержанием витамина А.
В какой еде «прячутся» генетически модифицированные источники:
колбасе, сосисках, мясных консервах, пельменях, сыре, йогуртах, детском питании, кашах, конфетах, шоколаде, мороженом и т. д.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СКРЫВАЮТ?
Максим ВОНСКИЙ, кандидат биологических наук, сотрудник лаборатории структурной организации генома Института цитологии РАН:
— Я участвовал в работе экспертной комиссии, которая решала, разрешить ли для выращивания в России генетически модифицированные свеклу и картофель. Сахарную свеклу мы не пропустили. Она устойчива к гербициду. Сорняки вокруг гибнут, а она дает прекрасный урожай. Но есть риск загрязнения почвы гербицидами. А главное — в свекле накапливаются продукты распада гербицида. Если она пойдет на сахарный песок — беды не будет. Но если ее съест человек, животное — продукты распада в организме снова превратятся в гербицид — в яд. Это на крысах было доказано…
Кроме того, чтобы эти рукотворные гены не «разбежались», урожай надо убирать ПОЛНОСТЬЮ! В России это пока невозможно…
Кстати, очень странное ощущение оставили экспертизы Института питания. Там проверяли эту генетически модифицированную свеклу на пищевую безопасность. У крыс, которые ее ели, понизилось содержание гемоглобина и лейкоцитов в крови. А в заключении написано, что оно в пределах нормы. Но изменения-то были!
А с трансгенной картошкой случилась просто детективная история. По ней было вынесено отрицательное решение. Но кого-то это, очевидно, не устроило. В результате заключение до сих пор не утверждено, и уже создана новая комиссия при Министерстве промышленности и науки.
ОНИ ЗАМУСОРЯТ ВЕСЬ МИР!
Иван БЛОКОВ, директор российского отделения «Гринпис»:
— Мы выступаем против трансгенных растений, потому что не верим в их безопасность. Трансгенные растения могут через пыльцу передать гены родственным растениям, которые станут суперсорняками, устойчивыми к гербицидам, через пыльцу они будут генетически «замусоривать» окружающую среду.
Наконец прошло слишком мало лет, чтобы просчитать воздействие ГМИ на человека.
В истории есть уже подобные случаи. В 30-е годы та же самая фирма «Монсанто» выпустила «великолепный и абсолютно безопасный» изолятор под названием полихлорбифинил (ПХБ). Он использовался как трансформаторное масло. А через 35 лет выяснилось, что это один из самых страшных ядов в мире.
Что же такое трансгенные растения?
Они ничем не отличаются от обычных собратьев по вкусу, цвету или запаху — за исключением одного гена, который наделяет растение каким-то новым качеством. Его пересаживают чаще всего с помощью бактерий, которые «заражают» растение своими генами. Реже — насаживают чужие гены на золотые или вольфрамовые пульки и «выстреливают» ими в клетки растения.
Как выглядит маркировка?
На этикетке этих продуктов должны стоять надписи: «Содержит компоненты, полученные из генетически модифицированных источников», «Получен из генетически модифицированных источников» или «Генетически модифицированная продукция».
Что нас тревожит?
— Маркироваться, по новым санитарным правилам, у нас будут только те продукты, в составе которых более 5% компонентов получены из ГМИ. Между тем в Европе маркируют продукты даже с 1% ГМИ и собираются снизить планку до 0,5%. А в Таиланде и вовсе наличие в продукте 5% генетически модифицированных материалов считается уже потенциально опасной концентрацией.
— В России не хватает лабораторий для проверки пищевых продуктов на содержание ГМИ.
Российским потребителям будет трудно добиться, чтобы продукты с ГМИ стоили дешевле, чем натуральные (как, например, на Западе — там трансгенные продукты лежат отдельно и цены на них ощутимо ниже).
ОТ РЕДАКЦИИ
Так стоит или нет опасаться трансгенных растений? Нас интересует ваше мнение, дорогие читатели. Станет ли новая маркировка (когда-нибудь она все-таки появится на продуктах) для вас сигналом опасности? Или вы считаете, что науке можно доверять и трансгенных продуктов незачем бояться? Пишите нам и звоните по тел.: 257-53-58.
Юлия ЖУКОВСКАЯ. — 13.09.2002
Источник: Комсомольская правда