Мышиная генетика: учёные проводят уникальные эксперименты над грызунами — Федеральный исследовательский центр

Мышиная генетика: учёные проводят уникальные эксперименты над грызунами

Лариса Суряга

Грызун человеку друг. В год крысы учёные напоминают — она не только хозяйка двенадцати месяцев, но и служитель знаний. О мышиных свершениях и научных открытиях — наши корреспонденты.

В скромных клетках лаборатории — сплошь и рядом Снежки и Агутины. Снежки — потому что белые, Агутины — потому что порода такая — агути. Но Уголек — единственный с именем собственным. Здесь он — на особом счету. Агрессивный и жестокий, ярко выраженный лидер. За каждым шагом Уголька пристально следят ученые — в жизни животных, как и в жизни людей все делятся на победителей и проигравших.

Уже много лет наука посматривает на мышей. Грызуны — самый дешевый живой объект для изучения. И очень схожий с человеком. Генетически. Ученые говорят — даже отношения в обществе регулируют гены. Если человек не может постоять за себя, нужно покопаться в родословной — слабость духа передается из поколения в поколение. И, как сегодня пытаются доказать ученые, влияет она не только на поведение.

Андрей Брагин, научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН: «Пока мы можем говорить, как влияют жесткие отношения, например, на уровень гормонов, на число сперматозоидов, и как влияют мягкие отношения. Тут очень большие перспективы, поскольку фармакология влияет одинаково на организмы мыши и человека, 100% одинаково».

Этих мышей сегодня и держат для того, чтобы в будущем помочь человеку. Одно из направлений — найти залог семейного счастья — научиться лечить мужчин от бесплодия. Хотя ряд научных открытий мыши уже произвели.

Михаил Мошкин, заведующий лабораторией генофондов Института цитологии и генетики СО РАН: «Оказывается, можно сделать мышь, которая будет вырабатывать человеческие антитела. И уже сейчас есть такие антитела, которые можно использовать при терапии раковых опухолей».

Мышиная генетика, как и человеческая, работает одинаково. Уникальные эксперименты длятся годами. Но приносят они куда более ценные плоды. Наряду с поиском лекарства от рака, ученые ищут и средство от СПИДа. Уже сегодня уверены — свою лепту внесут и грызуны.

Источник: Официальный сайт института цитологии и генетики СО РАН